Как безопасно спустить воздух из батареи с помощью крана маевского

Принцип работы крана маевского?

Устройство и принцип работы прибора

Привычные многим краны Маевского изготавливались под управление специальным ключом либо слесарной отверткой. То есть по факту такие изделия нельзя назвать автоматическими приборами.

Современные прообразы кранов Маевского – автоматические воздухоотводчики – конструкторы несколько усовершенствовали.

Автоматические модели работают без какого-либо стороннего вмешательства.

Но в сантехнической практике встречаются различные конструктивные вариации кранов Маевского:

  • прямые штоковые ручные;
  • угловые штоковые ручные;
  • поплавковые вертикальные автоматические.

Ручные и автоматические варианты несколько отличаются в том плане, что первые могут монтироваться практически в любом положении, а вторые исключительно в положении вертикально.

Ручные конструкции традиционно монтируются непосредственно в тело радиаторных панелей или батарей. Автоматические воздухоотводчики, как правило, предназначены под установку на магистралях в труднодоступных для обслуживания точках системы отопления.


Разнообразие кранов

Здесь показано разнообразие конструкций кранов Маевского, которые наиболее часто встречаются в сантехнической практике. В наборе ручные, автоматические изделия, а также совмещённые с предохранительным клапаном

Принцип работы основан на взаимодействии простейших деталей. Ручными конструкциями фактически представлен обычный игольчатый клапан.

Элементами такого клапана являются:

  1. Корпус металлический.
  2. Шток с резьбой и проходными канавками.
  3. Колпак с каналом для выхода воздуха.
  4. Уплотнитель резиновый кольцевой.

Материалом под изготовление кранов Маевского традиционно выбирается латунь. Правда отдельная деталь механизма – колпак с воздушным каналом – может иметь исполнение из капрона, нейлона, высокотемпературной пластмассы.


Модификация воздушного отводчика для домашних радиаторов отопления. Конструктивный вариант под специальный ключ. Удобный и практичный кран для бытового применения

Латунный корпус устройства по внешнему диаметру нижней части имеет резьбу. Этой частью корпуса кран ввинчивается в посадочное место пробки радиатора отопления.

Действие механизма ручного крана

Всё просто. В обычном состоянии винт управляющего штока вкручен до упора игольчатой частью в кольцевую обечайку спускного отверстия.

Когда появляется необходимость освободить систему от воздушной пробки в радиаторе, сантехник (или владелец жилья) ключом либо отвёрткой выкручивает винт на 2-3 оборота. За счёт большой разницы плотности воды и воздуха, последний первым утекает сквозь открывшееся выходное отверстие.

Дальше воздушный поток устремляется сквозь продольные канавки штока и попадает в область под капроновым колпаком. Оттуда воздушная масса выбрасывается через выходной канал. Как только поток воздуха прекратился, и следом потекла вода, сантехник заворачивает винт крана Маевского до упора. На этом процедура спуска воздуха завершается.

Периодически процедуру по удалению воздуха из контурного отопления повторяют, так как за один раз спустить весь объём воздуха не удаётся.

В отопительных системах с верхней разводкой механический КМ используют редко

Принцип работы автоматических воздухоотводчиков

Несколько иным видится действие автомата – последователя крана Маевского. Принцип работы похожего изделия, но действующего автоматически, существенно отличается от ручного стандарта. Воздухоотводящий автоматический кран размещается в цилиндрическом корпусе. Внутри цилиндра установлен поплавковый механизм.

Системой рычагов поплавок механизма связан с игольчатым штоком. В этой конструкции шток имеет вертикальное расположение. Его игольчатое окончание исполняет функции клапана, блокирующего или деблокирующего отверстие верхней части цилиндра. Вход воздушно-водной среды предусмотрен в нижней части.

По факту присутствия воды внутри цилиндра воздухоотводчика поплавок поднят давлением. Сила давления прижимает игольчатую часть клапана. Та, в свою очередь, закрывает верхнее выходное отверстие.

Но стоит только внутрь цилиндра попасть воздуху, сила давления воды на поплавок ослабевает, игольчатая часть клапана отходит вниз. Открывается верхнее калибровочное отверстие, сквозь которое воздух выбрасывается наружу. По мере схода воздушного пузыря цилиндр вновь заполняет вода. Клапан устанавливается поплавком в положение «закрыто».

Установка крана Маевского в систему отопления

Поскольку паровоздушная смесь всегда стремится подняться к самой высокой точке отопительного контура, именно там следует устанавливать КМ. Помимо этого, главного правила, следует учесть особенности монтажной схемы теплосети.

При вертикальной подаче рабочей среды краном Маевского комплектуются все радиаторы последнего этажа, имеющие нижнюю подачу и обратную магистраль.

Поскольку самопроизвольный отвод паровоздушной смеси существенно затрудняется если уровень подводящих трубопроводов ниже чем верхняя ось подключения, все приборы,подключенные к этим трубопроводам должны оснащаться паровоздушными клапанами конструкции Маевского.

Если в частном доме или квартире подающая магистраль имеет горизонтальное расположение, на все входящие в систему радиаторы необходимо установить отдельные КМ.

При наличии изгибов в системе магистральных трубопроводов, кран Маевского устанавливается в верхней точке изгиба, поскольку в этом месте образование воздушной пробки практически неизбежно.

Система «Теплый пол» так же может быть укомплектована паровоздушным клапаном, который целесообразно установить на коллекторном участке магистрали, выше уровня пола.

Монтаж устройства на чугунную батарею

Для установки крана Маевского в старый чугунный радиатор можно приобрести специальную торцевую заглушку, имеющую специальное резьбовое отверстие для установки КМ.

Если по каким-либо причинам приобрести такую заглушку не удается, можно установить кран Маевского в имеющуюся заглушку. Для этого необходимо:

  1. полностью отсоединить радиатор от отопительного контура;
  2. снять радиатор, слить остатки теплоносителя и тщательно промыть его внутреннюю полость;
  3. на противоположной от подключения стороне радиатора выкрутить верхнюю заглушку и просверлить в ней отверстие под резьбу соответствующего диаметра;
  4. снять фаску, нарезать левую резьбу и установить в заглушку КМ, предварительно намотав на его резьбовую часть фум-ленту или сантехнический лен;
  5. закрепить радиатор на прежнем месте;
  6. подсоединить подающую и обратную магистраль;
  7. отвернуть конусный винт крана Маевского на 2 — 3 оборота и дождаться полного развоздушивания системы, после чего закрыть кран.

Установка КМ на современные радиаторы

Все выпускаемые в настоящее время радиаторы укомплектовываются специальными заглушками. Установка кран Маевского в такие радиаторы крайне проста: достаточно выкрутить стандартную заглушку, а на ее место установить КМ.

Важно! Поскольку на заглушках радиаторов всегда нарезана левая резьба, в процессе вкручивания крана Маевского в пробку затяжка последнего ослабляется. Для того чтобы этого избежать, при вкручивании КМ пробку следует зафиксировать с помощью ключа. Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается

Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается

Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается.

Как поставить кран Маевского на полотенцесушитель

Одним из наиболее уязвимых элементов системы централизованной подачи горячей воды в плане завоздушивания является полотенцесушитель. Стравливать воздух из полотенцесушителя можно несколькими способами, однако наиболее эффективным и удобным является использование крана Маевского.

Если специальное отверстие для монтажа КМ не предусмотрено изготовителем, установить паровоздушный клапан можно самостоятельно, для этого потребуется:

  1. перекрыть подачу горячей воды в полотенцесушитель. Сделать это можно, закрыв соответствующие краны, а при отсутствии таковых, следует обратиться в правление дома и полностью перекрыть стояк ГВС;
  2. на верхний патрубок накрутить латунный тройник. Для герметизации соединения можно использовать фум-ленту или сантехнический лен;
  3. в свободный патрубок тройника установить кран Маевского;
  4. возобновить подачу горячей воды и развоздушить полотенцесушитель с помощью установленного устройства.

Важно! Если образование воздушных пробок происходит регулярно, целесообразно вместо механического крана Маевского установить автоматический воздухоотводчик

Как устроен кран Маевского?

Для того чтобы понять принцип работы крана Маевского, необходимо детально рассмотреть его конструкцию. Специалисты называют его игольчатым воздушным клапаном. Это название раскрывает суть технического устройства. В продаже есть несколько разновидностей воздушных клапанов. Классическая модель состоит из металлического корпуса и винта канонической формы. Оба элемента очень плотно прилегают друг к другу, что позволяет надежно удерживать теплоноситель внутри системы.

Для изготовления воздушных клапанов чаще всего используется латунный сплав, демонстрирующий высокую коррозийную устойчивость. Из латуни изготавливается сам корпус, поверх которого может быть пластиковый кожух, а внутри располагается стальной игольчатый затворник. Разные производители выпускают разные модели подобных устройств. У одних пластиковый корпус вращается по горизонтали, у других отверстие вращающегося корпуса располагается прямо на грани гайки игольчатого клапана.

Внутреннее устройство определяет принцип работы. Установка крана Маевского производится в пробке-заглушке радиатора или в наивысшей точке отопительной системы. Внутри располагается игольчатый клапан, который передвигается внутри рабочей плоскости, а в действие его приводит запорный винт. Положение запорного винта регулируется вручную либо специальной крестовой отверткой.

Некоторые производители прилагают к своим изделиям четырехгранный ключ, который значительно упрощает регулировку крана. Им удобно пользоваться там, где рукой и отверткой до пускового клапана добраться невозможно. Ведь иногда радиаторы устанавливаются в глубоких нишах или труднодоступных углах комнаты.

Принцип действия воздушки позволяет понять, для чего нужен кран Маевского. При помощи него из системы отопления удаляется воздушная пробка. Подобное устройство специалисты рекомендуют устанавливать на каждой системе отопления. Причем в вертикальной, где подача теплоносителя осуществляется снизу вверх, игольчатый воздушный клапан можно располагать только на отопительных приборах верхних этажей. При горизонтальной разводке кран Маевского целесообразно поставить на каждой батарее. Подробная инструкция, описанная ниже, расскажет, как это сделать.

Монтируется это устройство и на полотенцесушителях. Оно располагается в строго вертикальном положении при помощи специального тройника, чтобы стравливаемое отверстие смотрело в противоположную сторону от стены.

Когда необходимо развоздушивание?


Положение клапана

Развоздушивание необходимо в нескольких случаях:

  1. Сразу после монтажа отопительной системы. В радиаторах после установки всегда остается воздух. И даже высокое давление в замкнутой системе не сможет пробить воздушную пробку.
  2. Подобная работа проводится перед первым запуском отопительной системы после лета. Дело в том, что в воде всегда находятся пузырьки воздуха, которые имеют свойство скапливаться в самой высокой точке системы.
  3. Причиной появления воздуха могут стать и коррозийные процессы, протекающие внутри системы отопления. Они провоцируют образование водорода. Особенно интенсивно этот процесс происходит внутри алюминиевых радиаторов. Если их внутренняя начинка на обработана специальным антикоррозийным покрытием, алюминий, контактируя с теплоносителем, запускает химические реакции. Их результатом становится скопление водорода, которое обязательно нужно стравливать, открывая периодически игольчатый клапан.

Виды и конструкции

Видов крана Маевского практически только два: ручной и автоматический.

Автоматический клапан не очень пригоден для централизованных систем отопления – он легко засоряется. Это устройство работает без участия человека – в нем находится поплавок, который открывает клапан при появлении воздуха.

Ручная модель имеет очень простую и функциональную конструкцию, выполняет одну-единственную функцию, поэтому все изделия имеют одну конструкцию.

1 – латунный корпус; 2 – рабочий винт с протоками; 3 – колпачок из нейлона; 4 – уплотняющее кольцо.

Разновидности клапанов показаны на фото:

1. Кран Маевского под инструмент (импортный тип); 2. Кран Маевского под руку (импортный тип); 3. Отечественный вид крана Маевского

Отличия

Принципиальные отличия имеются только в диаметре наружной резьбы на корпусе: есть изделия с диаметрами ½’’ и ¾’ (15 и 20 мм)’. Бывают изделия и с диаметром 1 дюйм.

Винт можно выкрутить при помощи отвертки или специального ключа. Головка винта имеет квадратную форму (изредка шести- и восьмигранную головку) и прорезь под плоскую отвертку. Ключ поставляется в комплекте к клапану. Есть модели с ручкой для выкручивания винта.

Разновидности устройств

Конструкция крана различна в отдельных модификациях, но принцип функционирования идентичен. В основе классификации лежит место расположения и принцип управления механизмом: автоматический или ручной.

Существуют следующие виды клапанов:

  1. Классический с резьбой. Устанавливается на любом участке системы, если схема извилистая. Для монтажа высверливают отверстие и нарезают внутреннюю резьбу. Управление спуском проводится в данной модели вручную.
  2. Радиаторный. Металлический кран с колпачком из пластика. Для стравливания воздуха достаточно повернуть ручку, а затем вернуть в исходное положение. Современные радиаторы часто продаются уже оснащенные клапанами.
  3. Шаровый. Механизм для гибридных отопительных систем с ручным управлением. Вместо винта в них расположен поворотный шар с внутренним отверстием.
  4. Автоматический. Оснащен цилиндром со встроенным поплавком. Когда полость заполняется воздухом, происходит его автоматический сброс. Потеря давления вызывает движение поплавка вверх, вследствие чего запирается выходное отверстие, и слив теплоносителя не происходит. Но такая конструкция годится для чистой воды. Централизованные сети содержат грязь, поэтому установка автоматических клапанов в них проблематична. Такие механизмы устанавливают в домашней теплосети, где вода фильтруется.
  5. С предохранительным клапаном. Срабатывает автоматически во время превышения в системе допущенного давления, что грозит разрывом труб. Обычно это показатели выше 16 бар. Установка такого устройства особенно актуальна для домашней системы из пластиковых труб.

Стравливание воздуха из автономной системы можно выполнять только при выключенной циркуляционном насосе. При включенном насосе воздух не поднимется в верхнюю часть радиатора, а будет разноситься по системе и в клапан не поступит.

Устройство и работа крана Маевского

Кран Маевского изготавливают с использованием латунного сплава, стойкого к коррозионным образованиям. Представлен в виде корпуса с внутренним конусным игольчатым клапаном. За счет конусной формы концевой части винта происходит плотная посадка в сквозное отверстие. Диаметр отверстия может быть от полутора до двух миллиметров.

Этот клапан регулируется снаружи с помощью запорного винта. Закрытый клапан достаточно надежно удерживает внутренний теплоноситель. Снаружи винт представлен шестигранной или четырехгранной головкой для специального ключа и с резьбой для отвертки. Продольные канавки выполняют на теле винта для прохождения воздуха во время открывания клапана. При этом воздух выходя из канавок оказывается в камере, которая плотно закрыта с помощью манжеты и имеет отверстие для выхода такого же диаметра, как и сквозное отверстие. Так как кран монтируется резьбовым соединением с сальниковой прокладкой, а закрытый клапан герметически закрывает сквозное отверстие, то при работе системы отопления этот кран обеспечивает системе герметичность.  Поворотом винта открывается заглушка, освобождающая воздух из полости радиатора.

Металлический корпус крана Маевского  сверху отделан пластиковым кожухом, который делает кран современным.

Различается диаметр резьбы снаружи и поэтому есть возможность подборки подходящего крана для любой батареи. Кран может быть с размером резьбы 1 дюйм, три четверти, одна вторая дюйма. Также Кран Маевского Ду 15, 20 и 25 мм используют не только в радиаторах, а также в различных узлах системы отопления.

Ду — диаметр условного прохода.

Регулировочный винт управляется с помощью специального ключа для крана или обычной отверткой. Ключ для крана четырехгранный, очень компактный, и им удобно работать даже если радиатор находится в месте с затрудненным доступом.

Кран, в отдельных случаях, можно регулировать и без специального инструмента.

Вентиль поворачивается руками, что обеспечивает стравливание воздуха.

Разновидности

Воздухоотделение крана Маевского бывает трех разновидностей, которые различаются по принципу работы и строению:

  • Кран ручной. Представляет собой простое приспособление, управляемое в ручную. При не равномерном прогревании батареи кран открывают с помощью ключа или отвертки, а после того, как воздух выйдет из радиатора, заворачиваю его обратно.
  • Автоматический кран. Здесь есть отличия в конструкции и принципе работы от ручного. Автоматический кран Маевского латунный в форме цилиндра, но здесь не предусмотрен игольчатый клапан. Вместо этого используют пластиковый поплавок. Принцип работы здесь заключается в том, что поплавок перемещается при наличии воздуха по системе и открывает или закрывает затворник. Вмешательство людей здесь не требуется.
  • Кран с предохранительным клапаном. Такой кран принцип работы немного отличается.

Предохранительное устройство контролирует давление в системе. Если давление повышается выше 15 атмосфер, клапан срабатывает и начинает стравливание теплоносителя из системы отопления. Это способствует предотвращению повреждений элементов в системе из-за возможных гидроударов. Установление крана с автоматическим клапаном актуально для отопительных систем с полипропиленовыми и металлопластиковыми трубами, которые не способны выдерживать высокого давления.

При выборе определенной модели крана необходимо учесть такие нюансы радиатора, как:

  • В централизованной отопительной системе будет лучше использовать ручной кран, которым в любой момент можно спустить воздух.
  • Краны с автоматическим управлением так же не желательно устанавливать в многоквартирных домах с централизованным отоплением. Так как, здесь наблюдается повышенная загрязненность и кран будет периодически забит.
  • Автоматический кран используют, в основном, в индивидуальных домовладениях с автономной системой. В такой системе есть поддержание чистоты теплоносителя.
  • Автоматика так же устанавливается в места, куда доступ затруднен. Это например, если радиатор располагается в какой-либо нише или углублении, и достать до его торца относительно сложно. Обычная отвертка здесь не поможет.

В случае труднодоступного места расположения отопительного устройства может помочь специальный четырехгранный ключ. Еще во всю используют старые образцы радиаторов из чугуна. Для чугунных радиаторов подойдет ручной кран Маевского. Но лучшим вариантом будет использование специального латунного автоматического воздухоотводчика.

Признаки воздушной пробки и ее вред

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Как выгнать воздушную пробку из системы отопления самостоятельно?

Опубликовано dom_km в 08.05.2017 08.05.2017

Вы когда-нибудь замечали, что ваша батарея остается полностью или частично холодной или из нее идут булькающие звуки?Многие владельцы квартир сталкивались с таким явлением как воздушная пробка, которая возникает в системе отопления. Это серьезное препятствие нарушает бесперебойную работу радиаторов и уменьшает эффективность отопления.Образовавшиеся пробки ухудшают циркуляцию теплоносителя, что, в свою очередь, ускоряет коррозию трубопровода.Для того, чтобы пузырьки воздуха не скапливались в отопительной системе, ее трубы монтируются с небольшим уклоном, обеспечивающим свободное восходящее движение воздушных пузырьков. Кроме того, в отопительных система закрытого типа имеются воздухосборники, а в системах с естественной циркуляцией устанавливают открытые расширительные баки.Даже идеально спроектированная и выполненная система центрального отопления нуждается в периодическом стравливании воздуха. Как это осуществить, когда проблема назрела, рассмотрим в нашей статье.Поскольку отопление может быть как с естественной, так и с принудительной циркуляцией теплоносителя, то и воздух в системе отопления может быть стравлен разными способами.Для систем с естественной циркуляцией (рассматривается верхняя разводка труб) воздушная пробка может удаляться через расширительный бак, который должен находиться в самой верхней точке относительно всей системы.

Подающий трубопровод следует прокладывать с подъемом к баку. Если же разводка нижняя – следует предусмотреть удаление воздуха так же, как в системе отопления с циркуляционным насосом.Для систем с принудительной циркуляцией следует предусмотреть воздухосборник – в самой высшей точке, который будет отвечать за спуск воздуха.Подающий трубопровод в этом случае прокладывается с подъемом по направлению движения теплоносителя, а пузырьки воздуха, поднимаясь по стояку, удаляются из системы отопления через воздушные краны, которые должны быть установлены в самой верхней точке.В любом случае, обратные трубопроводы следует прокладывать с определенным уклоном – в сторону слива воды, чтобы ускорить опорожнение труб во время ремонтных работ.В системах отопления закрытого типа предусматриваются автоматические воздухоотводчики – их устанавливают в нескольких точках по линии трубопроводов, сброс воздуха из которых производится отдельно.Если монтаж системы отопления и прокладка труб под требуемым уклоном произведены правильно, то стравливание через «воздушники» будет простым и не влекущим за собой какие-либо проблемы.Хотелось бы отметить, что удаление воздуха из труб сопровождается увеличением расхода теплоносителя и повышением давления в них. В случае завоздушивания отопительных батарей может иметь место плохая герметичность трубопроводов отопления либо неравномерный перепад температур.Очень часто в жилых домах, оборудованных автономным котлом с открытой системой отопления, сброс воды может осуществляться непосредственно через расширительный бак: после опорожнения желательно прождать не менее получаса и только затем открывать «воздушник» на баке — воздух самостоятельно выйдет весь при повышении температуры воды в системе.

  1. Почему в радиаторах водяного отопления скапливается воздух
  2. Как понять, что батарея завоздушена
  3. Когда нужно спускать воздух в батареях
  4. Как спускать воздух с батарей отопления
  5. Как стравить воздух из батареи через кран
  6. Как спустить воздух с батареи без крана
  7. Сколько нужно спускать воздух в батареях
  8. Как избежать появления воздушных пробок
  9. Советы профессионалов
  10. Заключение
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СпецОтель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: