Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности

Интервью с архитектором алексеем гинзбургом  — реальное время

Великая пирамида в Египте

Есть много аспектов, касающихся методов строительства Великой пирамиды, которая все еще стоит на плато Гиза к западу от современного Каира. Самым интересным является формирование и размещение облицовочных камней из белого известняка.

Сегодня мы можем видеть только основную кладку, но до 820 года нашей эры, когда мусульманский принц Аль Мамун пришел с инженерами и рабочими взломать пирамиду, камни оставались нетронутыми. Они были так хорошо уложены и состыкованы, что казались цельным каменным листом с четырех сторон.

Принц знал из древней легенды, что на северной стороне, примерно в 25 метрах над основанием, есть вход, но облицовочные камни были уложены настолько идеально, что инженеры не смогли его найти. Легенда также повествует о секретной двери на петлях, которая чудесным образом открылась, когда кто-то произнес имя того, кто ее создал. Правда это или нет, но принц и все его люди не смогли найти проход после нескольких дней поисков, несмотря на массивные камни, уложенные над входом как большая двускатная крыша.

 Wikipedia

Так нынче выглядит предполагаемый вход, до 820 г. н. э. покрытый аккуратно нарезанным белым известняком. Перебравшись через северную сторону, инженеры и геодезисты принца не смогли определить его местонахождение. Они предположили, что древний архитектор, должно быть, установил дверь на центральной линии пирамиды, поэтому надеялись именно там найти проход в сокровищницу.

quora.com

Было очень странно, что дверь была смещена на восток на 286,1 пирамидальных дюйма (очень близко к имперским дюймам того времени, примерно на 7,3 м). Это необъяснимо точное измерение по какой-то пока неизвестной причине повторяется много раз во внутренних камерах. Не подозревая об этом секрете, принц и его люди копались на центральной линии, когда услышали звук падающего с потолка камня левее. Они изменили курс и нашли восточный проход. По сей день это единственный способ попасть в пирамиду.

До сих пор остается много вопросов:

  • почему вход был смещен на 286,1 дюйма (726,694 см)?
  • почему это странное измерение повторяется во всей внутренней структуре?
  • к чему 13 акров особой отделки, если известняковая облицовка почти идеально вписывалась в основную кладку?
  • зачем соблюдалась чрезвычайная точность конструкции?

Найти бы того, кто ответит… — D. L. Sandusky

Заливка свинца

 Wikipedia

Один из интереснейших процессов в строительстве зданий древнего периода — это заливка свинца в полости, просверленные в камнях.

Он применялся в Древнем Египте, а также в Перу/Боливии (там использовали бронзу вместо свинца). Из-за того, что эти вещи найдены на противоположных концах света, многие считают, что вышеупомянутые государства в свое время контактировали между собой непосредственно или через другие древние культуры. Есть также теория о том, что разные культуры с разных континентов пришли к одним и тем же инженерным решениям/выводам независимо друг от друга — просто потому, что перед ними стояли схожие задачи.

Если вам нравится древняя история, можете подписаться на аналогичный контент. — Alice Giacomini

О том, почему «муравейники» — неизбежность

— Как вы пришли в профессию? На ваш выбор повлиял тот факт, что вы родились в династии архитекторов?

— На мой выбор повлияло, что четыре поколения и по папиной, и по маминой линии были архитекторами, и то, что в советское время было принято работать дома, и дети архитекторов видели, как работают их родители. И у них возникал интерес к этой профессии, когда ее статус был значительно ниже, чем сейчас. Многие из тех студентов, кто учился со мной в Архитектурном институте, были детьми, племянниками и т. д. других архитекторов

В то время объяснить людям, в чем интерес этой профессии, в чем ее смысл, важность было очень сложно. Да, я видел для себя это сразу предметом огромного интереса и понимаю, что даже при том, что мы занимаемся коммерческими задачами, это не бизнес в чистом виде

Это самореализация, если выражаться красивыми словами, сублимация, которая может быть нужна помимо зарабатывания денег для собственного внутреннего комфорта.

— Когда открылась ваша архитектурная мастерская? Какими проектами занимаетесь сейчас?

— Архитектурная мастерская у нас существует с 1995 года, то есть уже 24 года. Сегодня в ней работает около 40 человек. Это не очень мало, и не очень много, но достаточно, чтобы делать крупные объекты, поэтому предмет нашего интереса не что-то одно. Мы с удовольствием занимаемся как маленькими проектами, так и планировками районов, гигантскими жилыми комплексами, реставрацией стареньких особняков. В каждом проекте можно найти какой-то интерес. Ничем кроме проектирования не занимаясь, само проектирование можно вести довольно широко.

— Какие основные проекты ведете сейчас?

— Об одном из них я рассказал на круглом столе в рамках фестиваля «Архитектурное наследие» — это многофункциональный центр на Земляном Валу.

Мы занимаемся реставрацией не только Дома Наркомфина, но еще нескольких зданий в Москве. Например, выставочного павильона на Фрунзенской набережной — так называемого, дома-самолета; дома Сытина и некоторых других объектов. Кроме этого, работаем над большим жилым комплексом площадью порядка 400 тысяч кв. м на Рязанском проспекте. Первая очередь строится, вторую очередь мы проектируем. Кроме того, есть проекты современных домов, интегрируемых в Старый город.

Мы стараемся работать с регионами. Сейчас эта работа немного сократилась, тем не менее есть проект в Геленджике, много уже выполненных проектов в Сочи, были проекты в Новосибирске, в Ленинградской области. Конечно, интересно работать в разных условиях и в разной среде, в разном контексте.

— Сейчас очень часто критикуют крупные жилые комплексы, которые вы упомянули. Называют их «муравейниками». Есть какие-то удачные примеры у вас или у ваших коллег, которые бы вы выделили?

— Помимо того, что мы хотим сохранить историю, есть еще реальная экономика, которая диктует те или иные решения. Эта экономика является производной социальных процессов. Никому не нравится жить в 30-этажном муравейнике. Но при этом стоит задача дать людям возможность приобрести жилье через ипотеку в таких «муравейниках». Это позволяет инвесторам в сегодняшнем очень непростом экономическом положении строить дома, в которых люди могут купить квартиры, взяв кредит, который им по силам выплатить.

Надо же понимать, о чем идет речь. Речь идет о недорогом коммерческом жилье. У нас же нет социального жилья, которое существовало в советское время и есть во многих других европейских странах. В европейских странах социальное жилье может быть самым разным, но оно финансируется государством. Наше жилье все коммерческое, а государство просто выкупает свои площади. Если коммерческое жилье — единственная возможность получить квартиру, а у нас нехватка жилья и количества квадратных метров на человека, возникают вот такие формы.

При этом законодательство тоже очень сильно может повлиять на качество архитектуры этих домов. Например, еще недавно площадь, разрешенная коммерческим инвесторам для строительства, мерилась по внутреннему обводу наружных стен. В какой-то момент это правило было изменено, и в документ, дающий разрешение на строительство, стали вписывать площадь по наружному контуру стен. Эта маленькая поправка по большому счету убила архитектуру этих «муравейников». Они превратились в максимально экономически обоснованные здания чисто прямоугольной формы, потому что любая пластика уже невозможна.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная – от 1,5 до 2 лет;
  • младшая – от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя – от 4 до 5 лет;
  • старшая – от 5 до 6 лет;
  • подготовительная – от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Большая цепь гавани Константинополя

 Wikipedia

Изобретение не совсем древнее, скорее старинное. На протяжении семи веков большая прочная цепь была одним из ключевых элементов тщательно продуманной системы обороны Царя городов, взятом венецианцами лишь однажды — в 1203 году.

У Константинополя имелась отличная естественная защита — он был построен на треугольном мысе из семи холмов и окружен высокой стеной. Южное направление перекрывалось быстрым течением, несущимся по Босфору. Оно делало практически невозможной высадку «десанта» на берег — корабль нереально было удержать на месте, пока сходят войска, тем более в окружении бесчисленных скал и отмелей. С другой стороны бухту заграждала массивная металлическая цепь, предотвращавшая проход любого нежелательного корабля. Она была впервые использована во время арабской осады в 717 году нашей эры.

 Wikipedia

Это настоящее чудо средневековой инженерии. Колоссальная цепь длиной 750 м, протянутая между башнями Кентенарион и Кастеллион, состояла из нескольких частей, как зафиксированных, так и подвижных. Подвешенная меж двух мощных башен, она опиралась на 8 массивных пирамидальных плавучих понтонов, прикрепленных к морскому дну для стабилизации. Каждое из эллиптических железных звеньев было 1,20 м в длину и весило полтонны, а каждый понтон выдерживал нагрузку в 920 тонн.

Барьер приводился в действие механически — требовалось всего несколько минут, чтобы открыть или закрыть безопасный проход по глубоководному Золотому Рогу. После установки в нужное положение только ближайшие к башням секции цепи открывались или закрывались в зависимости от необходимости, с использованием огромного колеса, шкивов и гигантского полого противовеса массой 35 тонн, работающего за счет падающей сверху воды (транспортируемой с водонапорной башни и поднимаемой с помощью насоса). Для бесперебойной работы каждого из механизмов требовалось всего три человека. Горстки боевых кораблей, стоящих неподалеку на якоре, было достаточно, чтобы защитить цепь на случай, если противник попытается подобраться поближе и сломать ее.

Статья Георгиоса Анапниотиса 2019 года — это увлекательное чтение при условии абстрагирования от вопиющего националистического подтекста (https://www.academia.edu/39589520/THE_GREAT_CHAIN_OF_THE_GOLDEN_HORN). Автор обоснованно утверждает, что части железных цепей, выставленные в различных музеях Стамбула, не принадлежат оригинальной Великой византийской цепи. Они слишком малы и, скорее всего, происходят из элементов, используемых для закрепления понтонов.

 Getty

После двух неудачных попыток преодолеть могучую цепь (хотя только 10 византийских и союзных кораблей защищали ее) Мехмет II совершил тот же подвиг, что и Игорь из Киевской Руси пятью веками ранее — его воины перетащили часть флота по суше.

 Ottoman Imperial Archives

22 апреля защитники Константинополя с ужасом увидели, как 70 легких галер Амзы-бея вошли в гавань. Когда 29 мая 1453 г. Константинополь пал, некоторые из его защитников и местные богачи попытались бежать морем из Золотого Рога, но оказались в ловушке, поскольку управляющие цепью операторы в башнях либо сбежали, либо были убиты. — Silvia Serra

Суть метода проектов

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность;
  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
  • быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем;
  • давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
  • содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра;
  • способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Типология проектов

  • доминирующая в проекте деятельность;
  • предметно-содержательная область проекта;
  • характер координации проекта;
  • характер контактов;
  • количество участников проекта;
  • продолжительность проекта.

Метод проектов направлен на:

обучение планированию:

  • учащийся должен уметь четко определить цель;
  • описать основные шаги по достижению поставленной цели;
  • концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;

развитие критического мышления:

развитие творческого мышления:

  • пространственное воображение;
  • самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
  • комбинаторные умения;
  • прогностические умения.

умения работать с информацией:

  • отбирать нужную;
  • анализировать;
  • систематизировать и обобщать;
  • выявлять проблемы;
  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
  • ставить эксперименты;
  • статистически обрабатывать данные;
  • генерировать идеи;

формирование коммуникативных компетенций:

  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации;
  • умение адаптироваться к действительности;

умение составлять письменный отчет:

  • учащийся должен уметь составлять план работы,
  • четко презентовать информацию,
  • оформлять сноски,
  • иметь понятие о библиографии.

формирование позитивного отношения к работе:

  • учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;
  • стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Колесница с компасом

Древнекитайский предмет представляет собой двухколесное транспортное средство с подвижным указателем, ориентированным на юг, куда бы колесница ни повернулась. Обычно указка имела форму куклы с вытянутой рукой. Возможно, эта штука использовалась как компас для навигации, а может, имела другие цели.

Древние китайцы изобрели военную тележку, дунву че, в 5 веке до нашей эры, и использовали ее для защиты воинов на поле боя. Она была спроектирована как своеобразный бронемобиль с навесной крышей. Его, например, можно было подкатить к городским укреплениям для защиты взрывотехников, пытающихся ослабить фундамент стены. Эта тележка и стала основой древних китайских колесниц, указывающих на юг. Существуют легенды о более ранних компасах-колесницах, но первая, достоверно задокументированная, разработана китайским инженером-механиком Ма Цзюнем во времена Троецарствия.

Эти артефакты не дожили до наших дней, но многие сохранившиеся древние китайские тексты упоминают об их использовании с перерывами примерно до 1300 года. Некоторые включают информацию о внутренних компонентах и принципах работы. — Alain Mellaerts

Метод проектов в сравнении

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Цели проектной деятельности:

  1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.

Принципы организации проектной деятельности

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом:

  • выбор темы;
  • формулирование варианта проблем;
  • распределение задач по группам;
  • групповая или индивидуальная разработка проекта;
  • защита проекта.

Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

  • коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;
  • информационной — освоение необходимых знаний, умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;
  • интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;
  • организационной — умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

  • 1) Подготовка:
  • а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
  • б) выдвижение гипотезы их решения;
  • в) обсуждение методов исследования;
  • 2) Планирование:
  • а) определение источников информации;
  • б) определение способов сбора и анализа информации;
  • в) определение способа представления результатов;
  • г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.
  • 3) Исследование:
  • а) сбор информации;
  • б) решение промежуточных задач.
  • 4) Результаты и/или выводы:
  • а) анализ полученных данных;
  • б) формулирование выводов.
  • 5) Оценка результатов и процесса:
  • а) оформление конечных результатов;
  • б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Оценивание результатов проектной деятельности:

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
  • рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Характер педагогической деятельности в методе проектов

«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:

  • помогает ученикам в поисках источников информации;
  • сам является источником информации;
  • поддерживает и поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь».

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания  из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности /]  

О том, как развивать исторический центр

— Вы впервые в Казани?

— Впервые.

У нас так небрежно относились к исторической среде, и добро бы изменяли ее на какие-то шедевры современной архитектуры. Чаще всего это делалось в управдомовской логике, когда сиюминутные хозяйственные интересы уничтожали огромные культурные пласты. Каждый раз, оказываясь в новом для себя городе, ты радуешься, увидев, что сохранилась какая-то история, потому что это необходимо для самоидентификации. Нам хочется зацепиться за эту историю, историческая память позволяет нам чувствовать себя комфортно и фиксировать свое место в мире. Сейчас все стали более массово приходить к пониманию, что есть история места, его дух

Если ты живешь в этом месте или даже просто приехал туда, очень важно этот дух почувствовать, им напитаться

— То есть какой-то дух, архитектурный облик у Казани есть?

— Конечно. Все исторические города имеют свое лицо и нет двух похожих.

— Эта дискуссия велась и в рамках фестиваля «Архитектурное наследие», активно ведется и в Казани — все-таки как развивать исторический центр? Стоит ли запрещать строительство вообще? И если что-то строить, то какими принципами нужно руководствоваться?

— С моей точки зрения, запрещать строительство неправильно. Речь идет о том, чтобы это новое строительство не происходило за счет вымывания исторических домов. Во время выступления на фестивале я рассказывал о средовой застройке, то есть не ярких памятниках архитектуры, а той среде, которую ни в коем случае нельзя вымывать. К сожалению, эти объекты могут и не являться предметом охраны. В Москве среди градозащитников обсуждался запрет на снос всех зданий, которые были построены до 1953 года. Вот это мне кажется правильным. Только я бы сказал, что не нужно ставить рамки до 1953 года. Есть эпоха социалистического модернизма, которая дала очень много ярких зданий и отразила дух свободы оттепели. Это уже тоже часть нашей истории.

Есть большое количество пустырей, где снесены здания, никак не освоенных территорий. Надо подумать об их корректной, регулируемой застройке, но не за счет уничтожения среды. Однако не памятники формируют исторический город и не наше ощущение от него. Мы ими можем восторгаться, но город формирует достаточно скромная, но относящаяся к определенной эпохе застройка, которая является городской тканью. Если строить новое, не уничтожая ткань, мне кажется все будет хорошо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СпецОтель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: