Роспись по дереву: народные виды, советы по её созданию

Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи

Без предварительной подготовки основания ничего хорошего из этого не выйдет, поэтому к этому этапу работ относятся с должным вниманием. Сначала выбирается пустое место, конечно, без сучков — они легко отваливаются, когда дерево полностью высохнет

Отверстия после них зашпаклевывают и после высыхания покрытия затирают наждачной бумагой

Сначала выбирается пустое место, конечно, без сучков — они легко отваливаются, когда дерево полностью высохнет. Отверстия после них зашпаклевывают и после высыхания покрытия затирают наждачной бумагой.


Дерево сохнет естественным путем, а не возле отопительных приборов, потому что это приводит к деформации изделия

После высыхания их обрабатывают наждачной бумагой средней зернистости, а затем мелкой наждачной бумагой. Древесная пыль собирается и помещается в небольшой контейнер. Может использоваться вместе с клеем ПВА как шпаклевочная смесь.

Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1: 1 с водой, и оставляют сохнуть. После этого поверхность снова шлифуется мелкой наждачной бумагой.

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия . Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около , от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью

Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Северодвинская

Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.


Борецкая роспись

Что нужно знать об этом направлении:

  • сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
  • в основном ею декорировались прялки;
  • вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
  • северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.

Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.

Идеи для росписи керамики

Для красоты окрашенное керамическое блюдо украшают разными декоративными элементами. Некоторые умельцы с помощью клея ПВА прикрепляют стразы, бусины, полубусины, кабошоны и другой декор в виде сердечек, бабочек, звезд, а также бисер и разноцветные, мелко нарубленные, рассыпчатые блестки. Для украшения обеденного стола и создания интересных композиций на расписные тарелки кладут или приклеивают декоративные муляжи овощей и фруктов, которые трудно отличить от настоящих плодов.

Новичкам рекомендуется использовать трафарет для росписи посуды.

На тарелках и чашках маркером с акриловой краской наносятся поздравительные надписи на русском или английском языке. Такая ручная работа будет хорошим подарком к любому празднику. К Новому году в качестве рисунков подойдут снежинки, новогодние елки, сказочные персонажи, к 8 Марта — красивые цветы и растительные ветви, ко дню Святого Валентина — ангелы со стрелами или сердечки. Поверх посуды можно рассыпать золотую или металлическую пыльцу для блеска.

Идей для рисования много. Они зависят от желания и вдохновения мастера. Для расширения творческого потенциала и развития креативности можно посмотреть увлекательные видео с уроками мастеров по окрашиванию керамических тарелок акриловыми красками.

Сходства и отличия различных типов красок

Гуашевые или плакатные краски изготавливаются в густой форме и непрозрачной массе. Рисовать ими очень просто, но лишь незамысловатые узоры. У любой гуаши должны быть определенные качества:

  • Они обязаны легко наносится на любую поверхность.
  • После нанесения и высыхания, качественные краски не должны растрескиваться и тем более стираться.
  • Для более прочного схватывания краски на поверхности разбавлять гуашь рекомендуется не обычной водой из-под крана, а смесью клея ПВА и воды. В этом случае рисунок держаться будет намного прочнее и к тому же наносить предварительно грунтовку будет не обязательно.
  • При рассмотрении с детства любимых акварельных красок, то расписывать ими можно более сложные узоры с огромным количеством разнообразных оттенков.
  • Для обеспечения качественного рисунка каждая акварель должна быть:
  • Ровной при нанесении на любую поверхность.
  • Как и гуашь, после высыхания не трескаться и не осыпаться.

Главное преимущество этого типа красок заключается в том, что ее можно просто смыть, высушить, нанести на поверхность грунтовку и вновь расписать.

Интересные идеи для начинающих

В детстве интересно рисовать все. Как маленькие акыны от изобразительного искусства, дети что видят — то рисуют. Из-под кисти юных художников в ярких красках появляются бабушкин огород, школьная учительница в их представлении, соседский питбуль и папа, вкручивающий лампочку.

Восприятие во взрослом возрасте притупляется. Среди обыденных вещей и дел трудно найти образ, который поразит воображение, и его захочется запечатлеть в красках.

Пробудить художественную фантазию помогут следующие идеи:

  • посмотреть старые фотографии или детские рисунки, вспомнить, что нравилось рисовать в детстве — людей, животных, смешные карикатуры;
  • поискать картинки в интернете на выбранную тему и попробовать воспроизвести с помощью различных приемов рисования;
  • нарисовать простую или любимую вещь с натуры — антикварную вазу, автомобиль, книгу;
  • обратиться к классическим сюжетам — купить разных фруктов и нарисовать натюрморт с игрой света и тени, изобразить комнатное растение или букет.

Рисовать можно с натуры или с фото: домашних животных, любимых звезд кино и эстрады. Любителям искусства будет интересно воспроизвести мировые шедевры — картины в стиле поп-арт Энди Уорхола, портрет Мэрилин Монро, Мону Лизу, «Крик» Эдварда Мунка или «Звездную ночь» Ван Гога. При этом не обязательно добиваться точного сходства и копировать технику авторов. В результате получатся неожиданные и даже смешные картины.

Какие краски можно использовать для росписи по дереву

Осторожность при выборе краски никогда не помешает. Ведь правильный вариант обязательно скажется на результате всей работы

Мастерам, которые только прокладывают свой путь, предстоит немало потрудиться с классическими материалами. Это в первую очередь связано с оттачиванием умений на базовых элементах, переходя к дорогостоящим постепенно.

Акриловые краски

Для новичков самое то. Они запросто ложатся на подготовленную поверхность. Отличаются характерной густотой структуры, поэтому им не страшно последующее растрескивание.

Чтобы получить необходимый оттенок, их несложно будет просто смешать.

Масляные краски

Они рекомендуются для того, кому знакомы навыки подобного творчества. Они сначала разводятся. После того, как нужна консистенция при помощи масла или олифы достигнута, можно заниматься делом.

Чем они отличаются:

Оттенки можно получать исключительно яркие, что важно для хохломы, а также когда предстоит работать золотом на черном фоне; Высыхают не так скоро. Это в основном касается разведения при помощи масла; Невозможно полностью удалить состав после сушки

Акварельные краски и гуашь

Профессионалы едины во мнении – акварель не годится для творчества. Поверхность из-за обилия влаги набухает. Однако, практика показывает необходимости придерживаться следующей последовательности действий:

  • Рисунок перенести;
  • По тому участку, который будет закрашен, провести единожды мокрой кистью для адгезии;
  • После больших участков переходить к детальной прорисовке.

Особенности работы:

  • Получение возможности применять легких и воздушных мазков;
  • Создание совершенно плавного перехода наряду с теневыми эффектами.

Модель обязательно лакируется.

Не так сложно работать и с гуашью. Но для сложных узоров она не годится. Краска должна оказаться не только легкой для нанесения, но и не растрескиваться после сушки.

Гжельская роспись

Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу Гжель, на окраинах которого находились залежи гончарной глины. В этих краях почти все крестьяне были потомственными гончарами, большими знатоками своего ремесла. Изготавливали посуду, глиняные игрушки и статуэтки, изразцы для облицовки печей. В середине XVIII века удалось разработать формулу русского фарфора, основой которого стала гжельская гончарная глина.

Фарфоровые сервизы стали признаком статуса владельца, именно в это время начала формироваться школа гжельской росписи. В основном наносились цветочные сложные орнаменты, использовалась синяя, черная, золотая краски. Изделие покрывали эмалью, разрисовывали и закаливали в печи. В современной Росси удалось сохранить технологию изготовления гжельской росписи.

Краски для классической росписи по дереву

Классические расписные доски, шкатулки, предметы быта при правильном подборе и обработке не меняют цвета под воздействием солнечных лучей, воздействия воды. С древних времён мастера использовали в работе темперную краску. Самый древний рецепт составления краски используется и современными профессиональными мастерами росписи по дереву. Особенность состава заключается в том, что краситель растирается на яичном желтке. Этот компонент является основой.

С древних времён мастера использовали в работе темперную краску

На некоторое время в производстве темперу пробовали заменять на более простые в обращении и дешёвые масляные краски. От этого опыта отказались очень быстро, что связано с такими характеристиками, как изменение цвета под воздействием солнца. Радикальный чёрный цвет, который должен быть угольного оттенка, изменялся под воздействие ультрафиолета. Приобретал зелёный, а порою жёлтый тон. Светлые краски наоборот темнеют. Вторым недостатком масляных красителей является их способность растрескиваться, отслаиваться. В народный промысел вновь вернулась темпера.

Виды темперной краски

Характеристики качественной темперы:

  • При работе она легко растворяется в воде;
  • Она однородная;
  • Даёт 100-процентное покрытие (рисунок не прозрачный);
  • После высыхания, размыть её водой не возможно;
  • Застывший слой не трескается, в отличие от масляных и акварельных красок;
  • При хранении в закрытой таре на ней не появится плесени, она не загустеет и не будет расслаиваться.

Состав темперы очень прост, всего два ингредиента – эмульсия (основа) и краситель. Процесс изготовления краски довольно трудоёмкий. Изготавливают темперу вручную, основа выкладывается на гранитную или мраморную поверхность, где и происходит её соединение с пигментом. Втирается сухой колер в клеевую или яичную основу курантом – хрустальным пестиком. Процесс длится до того момента, пока краситель не станет однородным по цвету и текстуре.

Готовые темперные краски

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена:

  • Яичная – в основе, изготовленной в промышленных условиях краски, используется искусственная эмульсия. Она состоит из яйца, растительного масла, лака на основе масла или скипидара.
  • Казеиновая краска изготавливается на основе сложного белка, добываемого преимущественно из молока животных. В состав казеиновой эмульсии входят масло и смолы. Качество этой темперы выше, чем у яичной.
  • Гуммиарабиковая названа по одному видов клеевой основы, используемой в изготовлении насыщенной цветом краски. Этот ингредиент может быть заменён на клей изготовленный их смол других плодовых деревьев. В наших широтах чаще используется вишнёвый клей.

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена

Искусственные эмульсии красок для начинающих художников делятся на три основных категории ПВА, воскомасляная, акриловая.

На чем можно рисовать

Густой и плотной гуашью рисуют на бумаге, ткани, твердых прозрачных и непрозрачных поверхностях. Главное требование к основе, на которую наносят густую краску, — плотность.

Бумага

Идеальная поверхность для изучения искусства живописи — гладкий белый ватман, картон, бумага формата А4 повышенной плотности. Для рисования гуашью подходит тонированная и акварельная бумага.

Плюсы и минусы

гуашь ложится ровным слоем;

рисунок не деформируется после высыхания.

обычная тонкая бумага размокает и пузырится от плотной краски;

подходит только обычный гладкий картон.

Гофрокартон со временем коробится.

Фанера

На втором месте по удобству работы после картона — деревянная основа.

Плюсы и минусы

не размокает;

краска ровно ложится на гладкую поверхность.

проступают изъяны — темные пятна, шероховатость;

дощечки труднее достать в большом количестве.

Законченную работу нужно покрыть лаком.

Стекло

Гуашью расписывают посуду и оконные стекла.

Плюсы и минусы

легко исправить ошибку;

краска подходит для росписи прозрачного, темного и цветного стекла;

изделие быстро высыхает.

быстро смывается с тарелок и бокалов.

Чтобы сохранить роспись, изделия лакируют. Гуашью рисуют снежинки на окнах к Новому году.

Ткань

Батик, или роспись по ткани, превращает вещи в произведения искусства.

Плюсы и минусы

подходит для украшения футболок, джинсов, платков и штор;

ручная работа делает вещь эксклюзивной.

нельзя часто стирать;

трудно убрать лишние штрихи.

Чтобы закрепить краску, полотно покрывают специальным лаком для тканей.

Темперные краски

Классическая роспись по дереву осуществляется темперой. Она изготавливается на клеевом растворе или яичном желтке. Использовалась она еще в древности, потом была вытеснена масляными составами. Именно ею пользовались в иконописи. Даже рисунки в саркофагах фараонов Древнего Египта сделаны темперой.

Темперные краски хорошо разводятся и смываются водой. Они хорошо сохраняют цвет и не трескаются. В тюбиках они не густеют и не загнивают, но для этого нужно их правильно хранить. В домашних условиях готовят яичную или желтковую смесь, в промышленных условиях — акриловую, восково-масляную, клеевую. Сегодня можно приобрести матовые, полуматовые и глянцевые эмульсии. Налажено производство темперных красок в наборах и отдельных тубах. Эту универсальную профессиональную краску используют самые требовательные художники не только для росписи по дереву, но и для пейзажей на холсте, миниатюр на камне.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фото: patlah.ruТри мира узоров. Мезенская роспись. Фото: open-collection.comТри мира узоров. Картины Мезенской. Фото: patlah.ru

Мезенская роспись возникла в 19 веке в низовьях реки Мезень в Архангельской губернии. Самый старый предмет с мезенским узором — расписное веретено — датируется 1815 годом. Местные жители украшали сундуки, кадки (круглые короба из бересты) и утварь — ковши, миски, бочонки и тарелки. В начале 20-го века село Мезенское стало центром мезенского плотничества.

Мезенские мастера расписывали посуду охрой по чистому, негрунтованному дереву, используя специальную деревянную палочку — тиски. Черный контур был сделан из пера вальдшнепа или тетерева, а затем кистью наносились красные и черные узоры. Мастер разделил рисунок на три части — небо, землю и подземный мир. Он обозначил их границы прямой линией и расположил детали в строгом порядке. Основными элементами картин были животные и птицы: лошадь, олень и утка. Фигуры обрамлены геометрическими орнаментами из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Навыки мезенской росписи традиционно передавались только мужчинам. В начале новичкам рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и обводить его контур. Прежде чем нарисовать орнамент, будущие мастера проходили длительную подготовку — писали палочки и линии.

Как сделать рисунок

В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:

  • точечную;
  • с использованием трафарета;
  • рисунка по эскизам.

Точечный метод

Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.

Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.

Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.

По эскизам

Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать)

Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество

Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.

Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.

Палех

Палехская роспись — народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью — от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву — это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

Разновидности

В каждом регионе России матрешек расписывают по-особенному. Существуют отдельные виды всемирно известного сувенира из России. Каждый из них уникален и отличается определенными признаками:

  • Семеновские матрешки характеризуются примитивным стилем, он доступен даже начинающим мастерам, у которых нет художественного образования. Еще один признак семеновской матрешки – это фартук с изображением огромной розы. Для росписи чаще всего используют желтую, красную и синюю краску.
  • Роспись матрешек в тверском стиле отличается своими сюжетами. В данном случае чаще всего изображают исторических персонажей. Также на фартуке могут красоваться пейзажи, цветы или шедевры русской архитектуры.
  • Сергеевский стиль росписи матрешек считается одним из наиболее популярных. Зачастую фигурки имеют множество мелких деталей – это может быть сноп из колосьев, букет цветов или лукошко с ягодами.
  • Вятские матрешки обладают голубыми глазами и застенчивой улыбкой. Фигурки, выполненные в вятском стиле, считаются наиболее востребованными по всему миру. Уникальность изделий заключается в оформлении с использованием натуральной соломы.

Для какой мебели используется

Лучше всего такой вид декора подходит для мебели, изготовленной из натурального дерева, которая никогда не подвергалась окрашиванию или лакировке. Этот материал отлично реагирует на краску, его фактурная поверхность не дает ей растекаться, древесина хорошо поддается обработке — шлифовке, созданию дополнительных эффектов. При правильном выборе лакокрасочных покрытий можно сделать роспись на мебели из других материалов — пластика, МДФ с акриловым покрытием, стекла или металла.

Декорирование мебели росписью обладает рядом преимуществ:

  • эксклюзивность — возможность получить неповторимый предмет интерьера;
  • экономия средств — при помощи техники можно отреставрировать старую мебель, превратив ее в настоящий шедевр;
  • возможность проявить фантазию и творческие навыки;
  • сближение членов семьи — работу можно выполнять совместно с детьми, тогда она превратится в увлекательную игру.

Виды самоклеящихся пленок для мебели, пошаговая технология нанесенияЧто касается вида мебели, новичкам проще будет работать с ровными поверхностями столов, стульев и шкафов. Потренировавшись, можно приступить к более сложным объектам. Если у мебели есть разные декоративные элементы, например, завитки или гравировка, роспись потребует больше времени.


Натуральное дерево


Пластик


МДФ


Стекло


Металл

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) — это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое «белье», а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по деревув этом случае неотделимы — они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки — русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Городецкая роспись рисунок поэтапно, с фото

Городецкая роспись изначально применялась к деревянным изделиям. Чаще всего расписывалась посуда. Красиво расписанные предметы обихода служили для украшения и уюта крестьянских домов. В настоящее время этот вид искусства предполагает также рисунки на обычном холсте или бумажном листе.

Каждый элемент городецкой росписи несет в себе особое значение, краски выбираются яркие, сочные. В Городце кроме цветов зачастую рисуются птицы, кони, сценки из жизни на природе или в интерьере. Чтобы рисунок получился по настоящему красивым, необходимо освоить основные азы данной техники, а именно: научиться правильно держать кисть — перпендикулярно поверхности рисунка, наносить мазки.

Методы нанесения краски

Опытный мастер уже быстро сможет нанести шедевр на дощечку. Начинающим художникам можно использовать наши подсказки и воспользоваться одной из технологий:

  • точечной;
  • с использованием изготовленных трафаретов;
  • рисунком по эскизу.

Точечная технология позволяет создавать шедевры на деревянных изделиях начинающим художникам. Достаточно на эскизах расставить специальные точки, которые помогут перенести рисунок на основную поверхность. Это что-то похоже на то, как в младших классах обучают рисовать по линиям. Чем больше точек будет нанесено, тем четче и выразительнее будет картинка. В конце рисунок разукрашивают и доводят до финала.

Самым простым считается трафаретный метод. Сначала берут купленный или изготовленный трафарет, прижимают его к изделию, обводят карандашом и приступают к разрисовке. Рисовать с помощью шаблона очень просто.

Иногда прежде чем сделать рисунок на деревянной заготовке, делают пробный эскиз на бумаге. Это позволяет экспериментировать с самыми разными узорами: абстракциями, геометрическими фигурами, профессиональными набросками.

С помощью темной или белой копировальной бумаги также можно наносить рисунки на деревянные изделия. Копирка позволяет сделать аккуратный рисунок. Каким бы методом вы ни воспользовались, полученные изделия станут хорошим подарком или украшением для дома.

Секреты мастерства

Наблюдая за долгим и кропотливым процессом, можно увидеть, как мастера и сегодня сохраняют старые техники.

  • Пятно. Основа будущего узора. Эскизы будущего рисунка делаются на подготовленной поверхности разбавленной краской.
  • Танежка. Цветные тени наносятся с помощью полупрозрачных красок. Создается видимый объем цветов и теневых областей.
  • Многослойность с цветом. Это самый ответственный этап покраски Жостово слой за слоем. Формируется внешний вид букета, осветляется или затемняется вся композиция, устанавливаются важные мелкие детали.
  • Сияние. При таком объеме действия и появлении света хорошо передается набор черт и настроение.
  • Скетчинг. Заключительная часть работы над картиной. Художник вручную прорисовывает мелкие, но важные детали.
  • Переплет. Букет как бы расстилается под фоном произведения. Тонкие стебли и щупики, волшебным образом сложившиеся в единое целое и слившиеся с фоном.
  • Очистка краев лотка. Края подноса украшены всевозможными узорами. Без этого работа кажется незавершенной.
  • Зеркальный блеск. Используя меловой порошок, руками натрите поднос до блеска, а затем натрите его воском, чтобы изделие засияло еще больше.

Жостовские лотки существуют уже много лет, но ни один из них не похож на другие.

Жостовская роспись на подносах

Не все виды живописи в России сохранились до наших дней. Например, традиция росписи подносов появилась на Урале, на Демидовских заводах, еще в XVIII веке, но сама жостовская роспись появилась лишь спустя столетие. Основателями этого типа считаются бывшие крепостные крестьяне, братья Вишняковы, которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово.

Они продавали свои товары в Москве. Братья занимались росписью шкатулок, сигарных коробок, альбомов и чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой Жостово. Они изготавливаются следующим образом:

  1. Заготовка изготовлена из стали.
  2. Все неровности шлифуются, и поверхность грунтуется.
  3. Затем они покрываются масляным лаком. Кстати, оригинальный рецепт всегда держался в секрете; сегодня мы знаем только, что его делали из смолы африканской пальмы.
  4. Следующий шаг — использование широкой кисти для создания замаловки, или общего фона для будущей картины. Краску наносят, разбавляя ее льняным маслом.
  5. Произведение искусства обжигается в печи в течение нескольких часов.
  6. Затем следует нанесение базового объема. На профессиональном жаргоне это называется «тенью».
  7. На этапе укладки орнаменту придается объем и прорисовываются детали.
  8. Следующий этап называется бликом, который создает иллюзию света.
  9. На этапе рисования и соединения художник добавляет мелкие детали, чтобы объединить отдельные части дизайна.
  10. Наконец, художник украшает края подноса и покрывает работу прозрачным лаком.

Имитация кружева

Кружевное точкование – долгий и кропотливый процесс. Рисунок переводят через копировальную бумагу. Один из вариантов – обвести рисунок сначала сплошным контуром, затем проставлять точечки в два ряда, с одной и с другой стороны полученной полосы, максимально близко к ней. Пустоты внутри узора заполняют тонкой штриховкой или сеткой, имитируя нитки. В результате получается, будто связанная вологодским кружевом салфетка.

Точечная роспись – простой способ украсить обычные вещи удивительными артами и получить уникальный предмет. Расписанные экземпляры аксессуаров и предметов быта идеально подходят для многих стилей в одежде и интерьере: эклектичный, восточный, хиппи, бохо, этнический, кантри, китч и другие.  

5 ноября 2022

Роспись разделочной доски: мастер-класс поэтапно

Начнем роспись с самого простого уровня. Попробуем для начала расписать разделочную деревянную доску. Роспись в стиле прованс – тренд этого года, поэтому выберем именно этот стиль для росписи.

Вам понадобится:

  • рисунок на кальке или бумаге;
  • простой карандаш;
  • акрил художественный —набор красок;
  • синтетическая круглая кисть № 2;
  • деревянная разделочная доска;
  • устойчивая емкость с водой;
  • палитра (можно использовать одноразовую тарелку);
  • хлопчатобумажная ткань.

Роспись разделочной доски выполняйте поэтапно, как указано в подробном мастер-классе, который представлен ниже:

Сделаем копирку самостоятельно, заштриховав поверхность рисунка с обратной стороны листа простым карандашом.

После этого положите лист с рисунком на подготовленную загрунтованную и окрашенную поверхность рисунком вверх и обведите контуры изображения шариковой ручкой.

Теперь пригодятся ваши детские навыки по раскрашиванию. Акриловая краска легко разводится водой до нужной консистенции. Наносите краску, делая легкие и тонкие мазки, покрывая ими листья и окрашивая их в зеленый цвет. Для этого вам понадобится краска с названием окись хрома.

Роспись разделочной доски продолжайте раскрашиванием цветов в разные оттенки фиолетового, розового и белого. Краску смешивайте с небольшим количеством воды, чтобы она наносилась равномерно. Наносите легкие, прозрачные мазки через некоторое время, чтобы слои краски успели высохнуть.

Как расписать мебель: техника и материалы

Для росписи мебели своими руками, необходимо подобрать подходящий рисунок. Воспользуйтесь для поиска книгами, каталогами готовых рисунков и т. д.

Если рисунок вы нашли в книге, его можно перерисовать, наложив сверху прозрачную кальку. С помощью компьютера или сканера можно увеличить или уменьшить рисунок до нужного вам размера, а затем перенести его на поверхность мебели используя копирку.

Копирку для работы возьмите желтую канцелярскую или портняжную любого цвета. Эти виды копирки, в отличие от синей и черной, не оставляют на поверхности мебели грязных следов, да и контур переведенного рисунка легче закрасить.

Но как расписать мебель, если вариантов выбора нет? В этом случае воспользуйтесь синей и черной копирками осторожно, не оставляя пятен, или сделайте копирку самостоятельно, заштриховав бумагу простым карандашом. Кисти для работы с акриловыми красками используйте синтетические, разного размера. После работы тщательно их промойте, иначе краска засохнет и кисть придется выбросить

Переходя в процессе работы от одной краски к другой, кисть мойте и вытирайте о хлопчатобумажную ткань

После работы тщательно их промойте, иначе краска засохнет и кисть придется выбросить. Переходя в процессе работы от одной краски к другой, кисть мойте и вытирайте о хлопчатобумажную ткань

Кисти для работы с акриловыми красками используйте синтетические, разного размера. После работы тщательно их промойте, иначе краска засохнет и кисть придется выбросить. Переходя в процессе работы от одной краски к другой, кисть мойте и вытирайте о хлопчатобумажную ткань.

Предлагаем посмотреть подборку фото росписи мебели, где продемонстрированы самые разнообразные варианты этого декора:

Делаем заготовку

На кухне всегда есть любимая доска, с которой жалко расставаться, вот и сделаем декупаж старой доски. Выберете сторону, на которой будет располагаться рисунок. Наждачной бумагой зашкурьте поверхность, и салфеткой удалите пыль. Кистью равномерно нанесите грунт по всей поверхности доски и дайте ему основательно высохнуть.

Каждый этап работы декупажа доски салфетками заканчивается основательной просушкой – это основной залог отличного результата законченной работы. Снова зашкурьте доску, салфеткой удалите грязь и нанесите второй слой грунта, просушите. Следите, чтобы кисть всегда была чистой и сухой.

Для завершения работы с заготовкой, спонжем покрасьте ее белой акриловой краской. Наносить краску следует отрывистыми движениями, прижимая и отрывая спонж от поверхности.

Старайтесь не размазывать краску по доске. После того, как заготовка просохла, ее слегка зашкурьте и протрите салфеткой. Заготовка готова.

С чего начать

Заготовка

Для начала, нужно определиться с выбором деревянной заготовки. её можно приобрести в художественном салоне или у мастера.

При выборе заготовки необходимо обратить внимание на её внешний вид и качество. На ней не должно быть сучков, трещин

Чем расписывать

Для росписи потребуются краски и кисти. Кисти могут быть разнообразны. Их выбор зависит от будущего рисунка, его стиля. Для «кистевой» росписи потребуется набор мягких кистей разной толщины и мягкости.

Краски могут так же быть различны. Подойдёт гуашь, темпера, акварель, акрил. Для начинающего художника наиболее подойдёт акрил. Эта краска на водной основе, проста в использовании, не имеет запаха, быстро сохнет и не расплывается под лаком.

Грунт

Перед росписью на изделие следует нанести грунт. Его можно приготовить в домашних условиях. Подойдёт картофельный крахмал, мука или клей ПВА.

Крахмальным клейстером хорошо обработать липу, берёзу, клён. А вот сосна не любит мокрые грунты. Грунт наносят пока он тёплый. Делают это рукой, равномерно распределяя по поверхности. После просушки слегка проходят наждаком и повторяют грунтование.

Так же можно использовать яичный белок, слегка взбитый, желатин, разведённый ПВА. Под масло, темперу, гуашь можно применять нитролак.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СпецОтель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: