Грунт для пластика
Назначение
На фото – пластиковая деталь мотоцикла в процессе покраски.
Пластиковые поверхности отличаются от иных материалов.
Прежде всего, следует выделить такие отличия:
- Детали из полипропилена, полиамида и поливинилхлорида отличаются высокой плотностью поверхности, в которой практически отсутствуют микропоры и трещины. Краска не проникает в толщу и остается на поверхности, и без применения грунта она слабо сцеплена с материалом;
- Пластики не впитывают влагу, и высыхание краски протекает медленно. При этом могут наблюдаться такие явления, как группирование сплошного покрытия в виде капель и лужиц, стекание краски вниз и отслаивание в процессе высыхания;
- Поврежденные пластмассовые детали с помощью грунтовки проще привести в порядок и сгладить неровности, дефекты и изъяны их поверхности;
- Далеко не все лакокрасочные материалы совместимы с пластиками без предварительного грунтования в силу химического состава и физических свойств этих материалов.
Отделка пластмассы выполняется комплексом средств, в число которых входит грунт.
Подготовка пластмассовой детали под покраску также требует выполнения определенных шагов, которые мы рассмотрим в отдельном разделе этой статьи.
Разновидности грунтовок
Существуют различные средства для обработки и подготовки пластмасс к окраске.
Пластмасс существует множество, и для разных видов применяют различные грунтовки. Также выбор грунта зависит от разновидности краски и лака, которыми будет покрыто изделие.
Для акриловых красок используют грунты, произведенные на основе акриловых смол и акрилово-полиуретоновых смол. На самом деле вам нет необходимости вникать в тонкости химических составов различных красок и праймеров, достаточно выбирать материалы на основании их совместимости и применимости к конкретному виду пластмассы.
Адгезионный однокомпонентный праймер для пластика.
Кроме акриловых, существуют алкидные грунты, составы на основе поливинилхлоридных смол, двухкомпонентные наполнительные смеси на основе полиуретано-акриловых смол и прочие составы для подготовки и реставрации пластиковых изделий.
Чаще всего эти материалы выпускают в виде аэрозольных баллонов или баллонов для краскопультов, так как наносят их методом напыления. Возможен и монтаж с помощью кисти, но применяется такой способ редко.
Праймер для полипропилена в виде аэрозоля.
При выборе грунта вы можете встретить грунт-эмали и краски для пластика, которые не нуждаются в предварительной грунтовке. В эти составы уже добавлены адгезионные присадки и прочие вещества, повышающие взаимное сцепление материалов. Однако далеко не всегда такие краски удовлетворяют запросы с точки зрения цветовых и декоративных качеств.
При выполнении работ старайтесь защитить те области, на которые нанесение краски не планируется, так как отмывается праймер достаточно плохо.
Если это все-таки произошло, и вы не знаете, чем смыть грунтовку с пластика, можно поступить различными способами:
- Приобрести в строительном магазине специальное средство для смывки красок и грунтовок. Такие средства обычно маркируются числами, и чем выше номер маркировки, тем более активное и сильное средство;
- Воспользоваться подручными средствами – уайт-спиритом, ацетоном, сольвентом или очищенным бензином. Лучше использовать именно уайт-спирит, так как ацетон может растворять некоторые виды пластмасс. (См. также статью Отделка пластиковыми панелями: особенности.)
Для удаления старого грунта можно использовать специальную смывку.
Как использовать аэрозольную грунтовку — пошаговая схема
Шаг 1: Очистка поверхности
Не будет лишним еще раз напомнить, что от того, насколько качественно будут удалены с основания ненадежные участки, пыль и грязь, зависит добротность грунтовочного покрытия, которое может отслоиться вместе с посторонними частицами. К очистке относится и обезжиривание, поскольку при наличии на основании маслянистых пятен рассматриваемые нами составы не пристанут к поверхности. Желательно зашкурить все, даже незначительные неровности.
Шаг 2: Выбор грунта
В принципе, даже узкоспециализированные смеси, например, для металла, могут быть нанесены и на бетон, и на древесину. Другое дело, что это может не только не улучшить адгезию к поверхности наносимого впоследствии отделочного материала, но и напротив, ухудшить контакт той же декоративной штукатурки с основанием. К примеру, для металла не нужны грунты глубокого проникновения, а для древесины или гипсокартонных листов нужна именно такая предварительная обработка. Поэтому берем именно тот грунт, который подходит к материалу основания.
Шаг 3: Обработка
На этом этапе все просто. Берем баллончик и хорошо его встряхиваем, до тех пор, пока не услышим, как внутри гремят шарики. Затем направляем сопло распылителя на стену или потолок так, чтобы вырывающаяся струя попадала на поверхность под углом 90 градусов. Держим баллончик на расстоянии 25-30 сантиметров от обрабатываемого основания и выполняем возвратно-поступательные движения рукой из стороны в сторону. Плавно обрабатываем каждый сантиметр, не задерживаясь ни на одном участке дольше необходимого. Зачастую следует наносить 2-3 слоя с интервалом в 30 минут.
Преимущества аэрозольных грунтов
Аэрозольные грунтовки обладают следующими достоинствами:
- подходят для различных материалов и поверхностей;
- удобство эксплуатации;
- обеспечивают равномерное распыление состава по поверхности;
- не требуют предварительной обработки материала.
Грунтовой аэрозоль подходит для локальной обработки автомобиля. Если требуется нанесение на всю машину, рекомендуют использовать пневматический пистолет.
Грунтовка в виде спрея считается оптимальным выбором для тех, кто ранее не окрашивал автомобиль либо изделия из дерева. С помощью аэрозоля можно выровнять лакокрасочное покрытие, обеспечив равномерное нанесение краски на поверхность.
Правила нанесения грунтовки на пластик
Перед нанесением грунтовочной смеси на пластиковую конструкцию важно уделить внимание подготовке основания, очистить и обезжирить поверхность. Если покрытие имеет глянцевую структуру, его рекомендуется обработать шлифовальной бумагой, чтобы сделать более матовым
Расчет расхода материалов
Количество грунтовочной смеси, которое потребуется для проведения работ, напрямую зависит от ее разновидности. Обычно расход состава указывают на упаковке с материалом. Путем несложных вычислений удастся определить приблизительную потребность в средстве.
Необходимые инструменты
Для нанесения грунтовки может потребоваться кисть из натуральных волокон или распылитель. Для подготовки основания рекомендуется подготовить обезжиривающие составы. При необходимости обработки глянцевых покрытий стоит использовать наждачную бумагу.
Подготовка поверхности и приготовление рабочего раствора
Перед нанесением грунтовки на пластиковую поверхность требуется удалить старый слой красителя и лака. Также материал рекомендуется очистить от грязи и пятен масла. Глянцевые фактуры стоит вначале отшлифовать.
Когда покрытие высохнет, его рекомендуется покрыть обезжиривающим веществом. Чтобы избежать нанесения грунтовки на нежелательные поверхности, их требуется прикрыть бумагой или пленкой.
Нанесение грунтовки
Чтобы правильно грунтовать пластиковые поверхности, рекомендуется соблюдать определенные правила:
- Нанести на поверхность первый укрывистый слой.
- Просушить покрытие в течение 1 часа.
- Нанести на поверхность следующий слой.
- Выровнять и матировать окрашенную поверхность 2 раза.
- Просушить изделие.
- Протереть поверхность салфеткой, смоченной в растворителе.
После завершения всех грунтовочных работ можно переходить к окрашиванию изделия
При этом важно обеспечить оптимальные параметры влажности на уровне 80 %. Температурные показатели должны находиться в интервале +5-26 градусов
Длительность высыхания слоя
Конкретная продолжительность высыхания 1 слоя грунтовки зависит от ее состава. В среднем, на это требуется от 15 минут до 1 часа.
Чем очистить грунтовку с пластика
При грунтовании иногда возникает необходимость смыть остатки грунтового состава с пластика. Делать это необходимо быстро и правильно, поскольку при неправильных действиях есть риск повредить поверхность или оставить пятна от грунтовки. Наиболее доступный метод очистки грунта с пластика – уксусная эссенция
Поскольку она имеет специфические свойства и запах, следует соблюдать меры предосторожности: надеть специальную защитную одежду, обеспечить проветривание помещения
Важно! При очистке столешниц и подоконников из пластика применять кислоты нельзя, поскольку грунтовка расплавится и оставит пятна. Также для удаления грунтовки с пластиковой поверхности используются:
Также для удаления грунтовки с пластиковой поверхности используются:
- очиститель для монтажной пены;
- средство для мытья окон «Мистер Мускул»;
- пищевую соду;
- мелкозернистую наждачную бумагу.
Также можно накрыть загрязненное место мокрой тряпкой. Грунт разбухнет и его удастся смыть.
Грунтование в случае с пластиковыми поверхностями – обязательное мероприятие. Без нанесения грунтующего средства лакокрасочное покрытие не возьмется с поверхностью. Использование правильной грунтовки поможет создать дополнительную защиту пластиковым элементам и обеспечить качественное сцепление краски с поверхностью.
Зачем, как и когда нужно грунтовать
Профессиональное нанесение ЛКМ предусматривает использование двухкомпонентных составов с нанесением через распылитель
Маляры в автосервисах хорошо знают, что на одни пластиковые кузовные детали краска ложится, а на другие нет. Причина в том, что не все пластмассы одинаковы и именно поэтому совместимость с ЛКМ разная.
Проблема с покраской решается двумя способами:
Предварительное матирование поверхности. Плоскость равномерно обрабатывается тем или иным абразивом и, таким образом, обеспечивается дополнительная адгезия;
Матирование — не лучший вариант, если эмаль наносится малым количеством слоев под последующую полировку.
Предварительное грунтование. На полимерную плоскость наносится праймер (грунт-адгезатор), который характеризуется отличной адгезией, как к пластику, так и к ЛКМ. В отличие от матирования, применение грунта позволяет добиться идеального качества окраски.
Впрочем, грунтовать нужно не всегда, так как на некоторые пластмассы краска ложится хорошо.
На фото показан результат покраски обвеса скутера после предварительного покрытия грунтовкой
Как узнать, нужно ли грунтовать пластик перед покраской или нет?
- Небольшой фрагмент поверхности, которую предстоит окрасить, сжигаем. Если при сжигании есть копоть, то в предварительном грунтовании необходимости нет. Если копоти нет, то поверхность нужно грунтовать.
- Небольшой фрагмент пластика опускаем в воду. Если кусок не тонет, грунтовать нужно, а если тонет, то нет.
Эти рекомендации простые, но уверен, что они сэкономят ваше время и деньги, так как в отдельных случаях к покраске можно приступать сразу после обезжиривания.
Инструкция несложная и вы все сделаете своими руками. Пластиковые поверхности обезжириваются и протираются антистатиком. По подготовленной поверхности ровным слоем распыляется грунт.
Грунтовки для пластмасс — какие они бывают
Средство состоит из базового компонента и отвердителя. Компоненты смешиваются перед применением.
Алкидные усилители адгезии реализуются как однокомпонентные составы, пригодные для нанесения распылителем.
Для разжижения алкидных праймеров применяются разбавители РЭ-4В или аналогичные. Использование олиф или органических растворителей не допускается.
Перед применением, основа праймера перемешивается с отвердителем. Практически все эпоксидные праймеры пригодны для профессионального применения.
Можно ли использовать для рр пластика обычные грунтовки, не предназначенные для этих целей?
Для предпокрасочной подготовки пластмасс можно применять разные малярные грунты, приготовленные не на водной основе. Для того чтобы любой праймер равномерно лег на пластик и обеспечил оптимальную адгезию, в него добавляется пластификатор.
Проблема в том, что применение пластификаторов требует опыта, поэтому начинающему маляру проще купить аэрозольгрунт по пластику.
Обзор популярных производителей
Краска хром завоевала довольно большую популярность. И эта популярность растет с каждым днем. Поэтому остановимся на наиболее популярных баллончиках:
- RUSH Power, достаточно недорогая краска с ценой не более трехсот рублей. Имеет хороший распылитель и уже с одного слоя краски может дать необходимый эффект. Однако этот тип краски не подходит для использования в автоделе, этот баллончик больше подойдёт для нанесения граффити.
- Bosny CHROME — также бюджетный вариант, который можно использовать для покраски небольших металлических деталей. Для достижения более стойкого эффекта рекомендуется использование лака.
- Chrome Effect — на сегодня наиболее популярная краска среди автолюбителей. Не самый дешёвый вариант. Однако этот производитель даёт наиболее достойный вид конечного продукта, который более всего похож на настоящее хромовое покрытие.
Широкий спектр существующих на сегодняшний день видов краски-хром, а также огромная цветовая линейка позволяют даже простому человеку без специальной подготовки применить хромированную краску.
Выбор краски для пластика
Полиуретан-акриловые краски на водной основе (их еще называют акриловыми эмалями на воде) чаще всего являются двухкомпонентными. Базовой частью является сама краска, а второй компонент — прозрачный и бесцветный отвердитель. Он придаёт ей химическую и механическую стойкость. Этот вид хорошо переносит атмосферные и механические воздействия. Деталь получает однородную по цвету поверхность, которая долгое время не теряет цвета вследствие воздействия солнечного ультрафиолета.
Для автомобильных бамперов эта краска подходит отлично. Кроме перечисленных свойств, она обладает ещё важными качествами: дает ровную глянцевую поверхность и сочетает в себе одновременно функции красителя и грунтовки. Акриловые водные составы для покраски можно наносить сразу на очищенную поверхность пластмассы или шпатлёвки без предварительного грунтования.
Прежде, чем придать цвет пластику, чтобы восстановить некоторые пластмассовые элементы салона, необходимо выбрать краску. Можно использовать soft-touch, она обладает такими свойствами:
- мягкая и приятная на ощупь поверхность;
- звукопоглощение;
- красивый матовый оттенок любого цвета;
- высокая адгезия и стойкость к истиранию.
Для поливинилхлоридных пластмасс выпускается специальный полиуретан-акриловый красящий состав на водной основе. Он отлично ложится на поверхность, образуя тонкий ровный водоотталкивающий слой с глянцем. Производители гарантируют срок его службы не менее 7 лет.
Это интересно: Блок предохранителей Mercedes W210, 124, W202
Структурные красящие составы после высыхания на поверхности образуют «пупырышки». Их рекомендуется применять для окрашивания тех элементов салона, за которые чаще всего берутся руками. Неровная шероховатая поверхность элементов салона приобретает эстетический вид.
Порошковые краски используются только в промышленных условиях. Их запекают в печах после нанесения на поверхность. Подходят они не для всех видов пластмасс, а только для таких, которые имеют высокую устойчивость к нагреванию
Как нанести грунтовку
Технология нанесения грунтующего состава важна, поскольку от соблюдения правил грунтования зависит конечный результат. Чтобы грунт лег идеально и обеспечил максимальную адгезию, работы проводятся в следующее последовательности:
- Вымывание и очистка пластиковой поверхности от грязи и пыли.
- Зачистить пластик наждачной бумагой.
- Обезжирить основание.
- Использовать антистатик для предотвращения прилипания пыли.
- Покрыть поверхность первым слоем грунтового состава. Распылить аэрозоль или нанести грунт кистью.
- Подождать высыхания первого слоя (10-15 минут). Нанести еще 2-3 слоя покрытия.
Лакокрасочный состав лучше также наносить в несколько слоев, чтобы он был равномерным и однородным.
Отличие пластика от иных материалов
Грунтовка для пластика
Пластиковые элементы под покраску имеют некоторые особенности, из-за которых определенные свойства, как улучшаются, так и ухудшаются. Давайте рассмотрим главные особенности пластиковых элементов:
- Имея высокую плотность, элементы из полиамида, полипропилена или поливинилхлорида не обладают адгезией с различными красками. Именно поэтому грунтовка поверхностей крайне необходима при окрашивании
- Грунт по пластику необходим, из-за низкого свойства впитывать в себя влагу. Нанесенная краска будет не только долго высыхать, но и скатываться по поверхности образовывая ненужные подтеки
- Грунт для пластика позволяет сгладить неровности или огрехи поврежденных элементов. С помощью этого упрощается процесс ремонта
- Из-за несовместимости многих ЛКМ, грунтовки по пластику являются обязательными к использованию
Чем красить пластик салона авто
- Зашкурить.
- Обезжирить.
- Выяснить, надо ли его грунтовать или нет.
- Восстановить текстуру, если это необходимо.
- Покрасить в желаемый цвет.
Чем зашкурить
Для матирования салонной пластмассы под грунт обычно достаточно красного скотч-брайта. Это абразивный материал на войлочной основе, похожий на жесткую сторону губки для мытья посуды. Преимущество перед мелкозернистой наждачкой состоит в мягкости, что позволяет данному инструменту качественно обработать различные изгибы и углубления.
Чем обезжирить
Маляры со стажем советуют использовать только антисиликон. Дело в том, что классические растворители в виде уайт-спирита или сольвента могут испортить пластмассовую единицу. Например, после использования органики образуются пятна, которые трудно скрыть даже покраской. К слову, от уайт-спирита мы уже рекомендовали отказаться при выполнении технологии, описывающей, как убрать гудрон с кузова машины не повредив краску.
Нужен грунт по пластику или нет
Причина комканья и отслаивания свежей краски в том, что предварительно не был нанесен грунт (праймер). Это состав со специальной формулой различных присадок и пластификаторов, который улучшает адгезию краски с поверхностью. Однако не все пластмассы нуждаются в обработке праймером. Чтобы установить, грунтовать ли салонный пластик или нет, необходимо провести два эксперимента:
- Поджечь кусочек обрабатываемого изделия.
- Погрузить деталь в воду.
Важно грамотно подойти к выбору грунта. Так обычные автомобильные составы не годятся – краска вмиг слезает. Нужен специальный грунт, предназначенный именно для пластика
Нужен специальный грунт, предназначенный именно для пластика.
Когда необходима структурная краска
Если вы когда-либо щупали черный пластмассовый бампер или темный корпус бокового зеркала автомобиля в недорогой комплектации, то наверняка ощутили, что осязаемая поверхность словно покрыта мелкими пупырышками. Матовый шероховатый эффект это есть структурный пластик. Изучаемая краска воссоздает этот же результат, и обычно используется для маскирования потертостей и легких царапин.
Что с самой краской
Сперва определитесь, какое покрытие вы хотите получить. Вот некоторые примеры:
- Soft-Touch. Обычно применяется для торпедо. Поверхность получается слегка шелковистой и прорезиненной. Такое покрытие наносится на панель с завода.
- Обычное, шероховатое. Наносится на жесткий пластик. Например, боковые части центральной консоли, нижние накладки на дверные карты или ручки для закрывания дверей.
- Глянцевое. Используется для отделки салонных рычагов, предназначенных для открытия двери.
Затем выясните для себя, какому оттенку отдать предпочтение. Если покраска интерьера планируется исключительно в реставрационном ключе, то потрудитесь найти фирменный каталог с распределением цветов внутренностей и наружностей по VIN-номерам. Оригинальная краска, подобранная по заводскому каталогу (например, у VW это ETKA), сохранит монотонность общей картины интерьера. Так будет из-за того, что между окрашенными и неокрашенными деталями не будет заметного различия.
К сведению. Для реставрационных мероприятий краску лучше заказывать оригинальную и только у производителя автомобиля.
Если вести разговор в плоскости приведенных примеров, то как раз аэрозольный баллончик Soft-Touch лучше приобрести по официальной линии. Чтобы получить обычный шероховатый слой, достаточно использовать классическую краску в паре со структурной. Приведем примеры для распространенных оттенков:
- Черный. Подойдет ВАЗовский черный Космос (код 665).
- Серый. Отлично ложится ВАЗовский декорант (графит), предназначенный для бамперов.
Впрочем, цвет и происхождение краски – вещи сугубо индивидуальные и подбираются исключительно по собственным предпочтениям. Продолжая разговор о шероховатых покрытиях, уместно упомянуть об известном RAPTOR U-POL, защитном покрытии для экстерьера авто, и его подобии – HB BODY.
Красить пластиковые детали салона авто мы рекомендуем только баллончиком. При нанесении эмали кистью есть риск образования потеков. К тому же сохнет такой слой гораздо дольше, а это значит, что вероятность поймать частицы пыли значительно выше.
Как покрасить салонный пластик так, чтобы краска не слезла
Начнем с разбора основной ошибки: почему слой эмали слезает? Причина в том, что материалу не за что зацепиться, то есть слабая адгезия слоя краски с грунтом или с пластиком.
Дело в том, что перед нанесением любого типа ЛКП на обрабатываемой поверхности необходимо создавать мелкие борозды и царапки, то есть шлифовать. Это улучшает сцепление нового покрытия с основой, делает его прочным и устойчивым к обдиранию. Чем еще полезно зашкуривание? Во время обработки скотч-брайтом удаляются въевшиеся загрязнения, которые трудно выводятся антисиликоном.
Технология покраски жесткого пластика
Основные этапы реставрационной работы мы уже изложили в пункте подбора материалов. Теперь разберемся с технической частью каждой операции.
- Зашкурить. По малярной терминологии этот переход правильно было бы назвать матированием. Суть в том, что красный брайт-скотч необходимо смочить в антисиликоне и потереть им пластиковую деталь.
- Обезжирить. Смочить ветошь в антисиликоне и пройтись по обработанной поверхности.
- Загрунтовать. Нанести 3-4 слоя специального грунта для пластика и подождать, пока он высохнет.
- Зашкурить. Обработать грунтованную поверхность скотч-брайтом.
- Покрасить. Нанести 2-3 слоя краски желаемого цвета. Если есть необходимость в восстановлении структуры, то перед основной покраской наносится структурная эмаль. Места ее распыления определяются по месту: это либо вся поверхность детали, либо некоторые ее участки. Если цель – получить лакированную поверхность, то через 20-30 минут после получения окрашенного покрытия наносится лак в 1-2 слоя.
При покраске салонного пластика руководствуйтесь общеизвестными правилами работы с аэрозольными баллончиками:
- Поместить деталь в закрытое помещение с вытяжкой, чтобы пыль не попадала в зону обработки.
- Закрыть необрабатываемые поверхности газетой, картоном или плотной тканью, закрепив ее по периметру малярным скотчем.
- Встряхивать баллончик на протяжении 1 минуты для того, чтобы получить равномерный слой.
- Попробовать распылить краску на какую-либо картонку. Проверите соответствие цвета и подготовите баллончик к равномерному распылению.
- Нанести краску/грунт на поверхность быстрыми, но плавными и безостановочными продольными движениями. Время сушки между слоями при температуре +25°C в среднем составляет 20-30 минут. Полная полимеризация наступает через 24 часа. При покраске периодически потряхивать баллон.
- Перевернуть баллончик и нажать на кнопку. Актуально в том случае, если в емкости остается краска. Это делается для того, чтобы материал не застыл в распылителе.
Работа с Soft-Touch покрытием
Мы уже отмечали, что приведенная техника покраски актуальна для жесткого салонного пластика. Пластмасса с мягким покрытием, как-то торпедо или дверные карты, нуждается в особой обработке:
- Старый софт-тач слой надо полностью удалить. Если этого не сделать, то новая краска вновь слезет. Чтобы с легкостью снять покрытие, деталь следует замочить в 646-м растворителе.
- При использовании оригинальных Soft-Touch красок пластик обычно не грунтуют, а одного слоя покрытия вполне достаточно, чтобы с успехом закрыть вопрос реставрации интерьерных элементов.
Иногда автовладельцы сталкиваются с ремонтом пластиковых деталей: бамперов, порогов и т.д. Эти работы почти всегда требуют окраски ремонтируемых деталей. Для нанесения лакокрасочного покрытия пластик необходимо подготовить с помощью грунта — об этом средстве, его типах и применении рассказано в статье.
Подводим итоги
Каждый владелец автомобиля хочет сделать свой транспорт более привлекательным. Есть множество способов, как можно осуществить эту благородную затею. Но зачастую способы с привлечением профессионалов оказываются слишком дорогостоящими. Поэтому потенциальные заказчики услуг покрасочных камер и СТО предпочитают самостоятельно купить необходимую краску и выполнить работы своими руками. Это значительно дешевле, но не всегда выходит получить нужные результаты
Важно правильно выбрать методы и инструменты
При работе с пластиком стоит максимально защитить салон от попадания эмали, подготовить деталь для нанесения автокраски. Также не забывайте о том, что на рынке представлено довольно много брендов, предлагающих покрасочную продукцию в самых разных ценовых сегментах. Намного проще сразу купить хороший материал и не переплачивать затем за восстановление некачественно покрашенных деталей. Это будет дешевле и выгоднее во всех аспектах, а владелец транспорта сможет проявить себя в заботе о своей машине.